тут он окончательно завалился на бок и издох" -
здесь он бесповоротно завалился на бок и издох" - первая кончина, после коей Шарик
проникает в жилплощадь Преображенского и утверждается в ней.
Операция ("Здесь неожиданно посередине
смотровой представилось озеро, а на нем в
лодках очень жизнерадостные загробные, невиданные розовые псы... После
этого весь мир перевернулся днищем кверху, и
была ещё почувствована прохладная, но приятная длань
под животом. После - ничего") выступает
как вторая кончина, предваряющая обращение Шарика в человека и выход его во наружный
мир. И в конце
концов, Шариков "сам пригласил свою кончина" и,
задушенный беленькой небольшой подушкой, возобновил возвращается в колдовской полумрак зеленой лампы.
1.4 ДЕМОНИЧЕСКИЕ
ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ БУЛГАКОВА "
ЗНАТОК И МАРГАРИТА"
Миропонимание Булгакова более полно воплотилось в
его "последнем закатном романе" , как
удивительно окрестил "Мастера и Маргариту" сам автор.
Автор "закатного
романа" кажется не претендует на философичность, впрочем постановка задач и "ревизия" наши времена прошлым именно рождают философский настроение и нравственную одухотворенность произведения2.
Вот как два различных литературоведа
расценили роман "
Искусник и Маргарита".
А. Метченко: "Главная коллизия романа традиционна.
Это роман о
гибели таланта и о трагедии всепоглощающей любви"3.В. Лакшин же в главном заостряет
свое внимание на общественно-политической ситуации в СССР под конец 20-х - начале 30-х годов, нашедшей отблеск в романе и объясняющей основною
его идею4.
Одинешенек из
выразителей мысли произведения - Воланд. Он -
воплощенная совершенная
концепция той реальности, которая сделана
автором-творцом, точно аналогично, как
автор-создатель - выразитель концепции итого
произведения.