Почему он так изменился? - спросила тихо
Отчего он
так поменялся? - спросила негромко Маргарита под свист
ветра у Воланда.
Рыцарь этот
как скоро-то
безуспешно пошутил, - дал ответ Воланд,
поворачивая к Маргарите свое лик с негромко горящими глазами, - его каламбур,
какой он сочинил, общаясь о
свете и тьме, был не совсем
неплохим. И рыцарю понадобилось прошутить немного более и больше, чем он надеялся. Но сегодня
эта ночь, как скоро
сводятся счёты. Рыцарь свой
счёт оплатил и перекрыл" .
Возможно
сделать какие-либо выводы, затрагивающие, как
демонологических представлений в мифологии, фольклоре и христианской обыкновению, но и трактовки образа Воланда в романе Михаила
Булгакова "Искусник и
Маргарита".
Мы проверили, собственно представления о демонах и нечистой мощи менялись в течении веков.
Более широко
они отражены в художественной литературе.
Нечистая мочь в
литературном произведении покупала какие-то
свежие черты, утрачивала некоторые ветхие, интерпретировалась исходя из
мировоззрения и задач
автора.
Одно из самых ярких
явлений российской литературы XX века - Воланд,
одинешенек из центральных
персонажей романа
Михаила Булгакова "Искусник и Маргарита". Он -
творение автора, выразитель
мыслей и умонастроений Булгакова. Его роль в романе двойственна: вроде как он - сатана, дьявол, "князь тьмы", а с иной - справедливый
арбитр, воздающий любому по заслугам. Он хром, как Мефистофель, его очи черны и пусты, как глаза настоящего
дьявола, "хозяина" ада, но, тем не меньше, он остается вечным жизненным принципом справедливости, коему подвластно всё живое.