Испытавшие горечь разгрома люди говорят и
Испытавшие горечь разгрома люди заявляют и поступают
нелогично, как в душевной заболевания: больные очи у Хлудова, болен и Де
Бризар.
Призрачными, экзотическими снами проходят
эмигрантские скитания героев: минареты Константинополя,
набережные Сены. Внезапный успех Чарноты, явившегося незваным в шикарные
парижские апартаменты Корзухина, - ещё одна ипостась
сна: мстительная мечтание, невероятный триумф,
какой бывает
только в благополучных грезах. И иной, сумасшедший,
ужасный сон, - "речистый вестовой"
Крапилин, осмелившийся
бросить истину в лик Хлудову и повешенный им. Хлудов уже никогда в жизни не отвяжется от данного преследующего его сущего ада. Скажем некоторые иные лица Булгакова, Крапилин в "Беге" решительно не домашней, не
жанровый персонаж. Он "вечный кат" Хлудова, и
его приход подобен действу "тени основателя" в "
Гамлете".
Оба эти приема зашли в текстуру романа "
Белоснежная Гвардия", коий писался
почти одновременно со сборником "Дьяволиада". Но
фантастический намерение в тексте романа
приобрёл своеобразные функции и содержание.
Сюжет "Белой гвардии" связан с событиями гражданской войны. Булгакова интересовала ситуация в эпоху солидного поворота. Описания боёв и переворотов, ошеломляющих Киев в 1918-
1919 годах, исторически точны. Но в
одном ряду с документально конкретным
описанием для
писателя характерно свободное
общение с фактами практически до их
мифического преображения. В многоплановую
текстуру романа естественно вплетаются
сны, предчувствия, предзнаменования, рождённые переживаниями героев.
Одно из
значительных подобных подключений - сон
Алексея Турбина.