Абсурд с точки зрения Воланда: отрицать
Бред с стороны медали Воланда: отрицать Промысл за час до
такого, как лично отрицателю отрежет трамваем голову. Сатана считается на голос богохульства. Ведь и
это ещё не всё.
Сатана въехал в
Москву ещё и со стороны расположенной рядышком площади Маяковского,
коия в булгаковское
пора (до
1935 года)
называлась по-
старому - Триумфальной. Это была главная
торжественная площадь
города москвы, на которой сквозь Триумфальную арку ("Монаршие врата") в Столицу въезжали повелители. Собственно ж, сейчас настала очередность и Повелителя преисподней, какой по
законам булгаковской
фантазии въехал в "
пролетарскую первопрестольную" сквозь незримую триумфальную арку; сами врата давно обрушили... Пересечение всех
этих названий делает на осях столичных топографических координат место самого
бошльшого уничижения мыслей, положенных в основу данных самых наименований. Воланд проникает в точке их
максимальною проигрыша.
А если
припомнить немецкого "Фауста", то будет понятна и символика прорыва дьявола в Садовом кольце. Так как по
все этой же инфернальной символике собственно в месте разрыва охранного магического круга вовнутрь, к человеку, и
проникает нечистая мочь. В конце концов, Воланд притянут ещё и совершенным водяным квадратом Патриарших прудов,
чародейским остатком рыцарского Козьего болота, по сущности,
вслед чертова копыта.
По
свидетельствам современников Булгаков был довольно чуток к такого
семейства символике, к магии количеств и
анаграмм; кроме такого, благовоспитанный в семье богослова,
доцента Киевской духовной академии
Афанасия Ивановича Булгакова, он был восприимчив ко всей
евангельской проблематике в самом широком толке.