Михаил Булгаков перестал править роман на 19-й
Михаил Булгаков
прекратил править роман на 19-й главе, в этом самом
месте (замечено М.О.
Чудаковой), где описал похороны собственного рокового
двойника Берлиоза. Карандашная правка слова - рукой супруги - обрывается
там, где Маргарита на скамейке в Александровском саду задает вопросы Азазелло: "Так это, стало быть, литераторы за гробом
идут?"... тут - на вопросе - булгаковский гений
пресекся, так как за гробом ему не было ничего, помимо
сомнения.
Раньше мы
фиксировали, собственно в романных садах -
Гефсиманском и
Александровском - происходят встречи героев с приговором Провидения. И уже настал черёд приговора и лично автору.
На скорбном пути отечественной
столичной дьяволиады отныне стоят еще одинешенек, четвёртый, некрополь - это дом, где скончался М.А. Булгаков. Данный некрополь
стоит всего только в сотне шагов от Гоголевского бульвара в сторону улицы Фурманова. Лишь
некрополь данный незримый, скрытый, совершенно в булгаковском духе. Сам дом
давно обрушили. Так,
описав настолько долгий сферы, мы
возвращаемся к вопросу,
поставленному в начале заметки: в чем же всё-таки смысл этого вот нежелания российской литературы
быть только только художественным вымыслом, в
чем сущность бегства писателя-
фантаста (и не лишь
фантаста) от
нечестности творчества как это того? В
данный момент ответ возможно выразить коротко.
Свифт, описывая свой вымышленный Лорбульгруд Бробдингнега, заключает негласный
соглашение с
читателем о праве на неправда. Читатель, разумеется же, прекрасно знает, что всё описанное лишь художественный выдумка, за которым необходимо
уметь декламировать настоящую действительность, такую же Англию, к
примеру.