Мой сайт

Лучший в мире сайт

Но сколько отчаянной иронии в этом временном

Но какое колличество отчаянной иронии в данном временном сопоставлении... пасхальным праздничным днем стал Ужасный суд, а крестить Столицу "пламенем и духом" взамен Спасителя явился Сатана... В этом чувственном нервическом соусе своей же мысли видны шатания Булгакова касательно к своей думы. Ироническое шатание, экзальтированная нервозность ощущаются с первых же строчек романа, где опять в мир явился некто и его не узнают на Патриарших свежие книжники. Воланд, карающий зло, дьявол, повествующий от себя евангелие, то кушать сатана-евангелист (!) - всё это не могло стать без душевных смятений автора и не отпечатлеться на раздраженной атмосфере романа. В нервозности рассказа сквозит порой стремление освистать сатану. По мере перемещения романа к финалу число роковых совпадений меж обреченным Ершалаимом и трагикомической Столицей тревожно нарастает. Евангельская глубина прочитывается уже и на уровне мелких элементов, опять и вновь подчеркивается Булгаковым сакральность столичной части слова: "рифмуются" балкон прокуратора во Дворце Ирода Знаменитого и балкон больницы ирода Стравинского под Столицей; невозможно не приметить перекличку и 2-х садов романа в романе - Гефсиманского у стен Ирода Аргиппы в Ершалаиме и Александровского сада у Кремлевской стены. И там и здесь случается встреча героя с приговором Провидения: в Саду Иешуа начинает свой линия на крест, там же Иуда получает достойную кару (кара как рандеву с представительницей слабого пола-смертью). В саду Маргарита, явившись на рандеву с мастером (заключительный раз они сидели на данной скамейке, тут), узнает от Азазелло, собственно инфернальный мир реален и собственно судьба её решена; перекликаются в романе и два единственных водоема - Патриарший и Соломонов пруд.
Hosted by uCoz