Пришествие Христа (как и пришествие Сатаны)
Пришествие Христа (скажем пришествие
Сатаны) обязано
было привнести в этот беспорядок гармонию, распорядок. Пришествие
было тем единственным
шансом, какой дало Провидение данной
кипящей в грехе Содомогоморре. Требовалось итого
лишь разузнать пророка (или же сатану на Патриарших).
Абсолютное узнавание и было той ничтожной стоимостью, смехотворным
небольшим шекелем, какое надлежит было
заплатить род людской за "царство божие" на земле. Но пророки не были узнаны и Содомогоморры пали. (До "эпилога" крах булгаковской Столицы обозначена
два раза: "мгла, пришедшая с запада, накрыла громадный мегаполис. Скрылись мосты,
дворцы. Всё
пропало,
как будто данного не было на свете". И через некоторое количество страниц: "
Маргарита на скаку повернулась и заметила, что позади нет не лишь разноцветных башен с
разворачивающимся над
ними аэропланом, но нет уже давным-давно и
самого мегаполиса,
коий ушел в
территорию и
оставил по
себе только мгла") Узнавайте собственных пророков! Вот про что так гулко восклицает Евангелие и про
что так страстно помалкиваит Булгаков, и его молчание
слышно.
Угадавшие
уберегутся. Угадавший всю истину искусник слушает Шуберта в собственном
вечном жилище, а
Бесприютный, у которого Иисус в антирелигиозной поэме "удался ну абсолютно как живой", - стал его
учащимся по отгадыванию правды.
Проклявшие собственных пророков мегаполиса обречены на Ужасный
суд, кроме
того - вступает Булгаков - не на
божий суд, а на суд сатаны 3. Но суд сатаны, нагрянувшего в Столицу, в едином-то, не состоялся. Свежие ершалаимцы оказались недостойны в
том числе и Суда, все ограничилось серией хулиганств и пожаров.