Слиянию двух городов в один Вечный город
Слиянию двух мегаполисов в одинешенек
Вечный мегаполис предшествует цельный ряд актуальных смысловых перекличек, и идут они по нарастающей.
Прежде итого, для Булгакова
Ершалаим - это мегаполис злобы и греха, Содом за день до этого сокрушительного нравственного падения, за коим последует кара и физическое
разрушение. "Попробуй вспомнить
мое слово, первосвященник, - обрушивает свой ярость на Кайфу Пилат, - увидишь ты не одну
когорту в Ершалаиме, нет!
Придет под стены города всецело легион Фульмината..." И Булгаков "предсказывает" устами собственного героя то
настоящее историческое разрушение Иерусалима в иудейской
войне,
которое и
произошло сквозь сорок лет в последствии
распятия Христа,
как скоро
армия Тита штурмом взяла
Иерусалим, и 6 августа 70-го года сгорела его основная святыня - святилище. Булгаковский Ершалаим, не узнавший
пророка, - город за
день до этого гибели. То же самое ощущение ближайшей катастрофы витает и
над булгаковской Столицей 1929 года. Одинешенек и тот же символ
беды стоит над ними - круглая
месяц весеннего полнолуния, одна и та же облако с грозой висит "в душном небе, и аналогично с запада
наползает на праздничную майскую город москву черная бездонная тьма Средиземного моря.
Помимо этих эффектных примет, для
понимания авторского замысла важна и кратковременная соотнесенность 2-х событий:
ершалаимской мессианы и столичной дьяволиады. Как ведомо, в первых редакциях романа Булгаков напрямую
связывал события ветхозаветной Пасхи 30-го года
нашей эры с майской
пасхой 1929-го , но позднее отрекся от ровный и грубой привязки - столичная сатаниана не
укладывалась в ершалаимский
отрезок времени - осталась
только кардинальная привязка - Пасха и всеобщий
финал, наступающий на ночь на воскресение.