Чудаковой, продолжала давнюю литературную
Чудаковой, продолжала старинную литературную традицию,
идущую от Гоголя, Одоевского, Вельтмана, возрождая эту традицию на свежем актуальном который был использован". Уже тут проявляется заинтересованность М. Булгакова к " мистике буднях",
коия была
так близка Гоголю. Рассказывая
ситуацию гибели делопроизводителя
Короткова, М.
Булгаков вдогонку за Гоголем продемонстрировал процесс поглощения человека чином, бумажным
миром бюрократии .
М. Булгаков в "
Дьяволиаде"
использует тема двойничества, издавна
повязанный с темой участи и роковой предопределенности. Так,
ещё в "Повести о Горке-Злосчастии" Горке выступает роковым двойником Молодчаги, а
Нос в повести Гоголя, спецефический двойник коллежского асессора Ковалева
считается персонификацией
честолюбия и заносчивости героя,
двойник Достоевского - злодей и интриган - представляет секретные помыслы Голядкина-ужастного. В "
Дьяволиаде" же две пары двойников, но всё
четверо - реально существующие люд и, учитывая мнение Л.
Менглиновой, этим образом версия об участии ирреальной силы в злоключениях
Короткова развенчивается
автором.
В различие от
Гоголя Булгаков неустанно снимает тайну
реальным проектом, с поддержкой реально-причинных мотиваций. Об этом весьма
хорошо сообщает в своей заметке Л. Менглинова, подробно разбирая преспособление булгаковского гротеска.
Всё события, происходящие в повести, имеют под собой реальную основу: время воздействия
1921 год -
начин НЭПа и
конец армейского коммунизма, место воздействия - государственные учреждения Спимат и Центроснаб, домашние подробности отображают
атмосферу тогдешних канцелярий плюс доскональные
описания методичного хода воздействия," итого,
собственно было".Л.