Однако только в присутствии зла вселенского,
Однако
лишь в
пребывании зла вселенского,
мифологического более ярко показывает
себя зло земное, настоящее. Вмешательство мифических сил только вскрывает
зло, таящееся в
людских душах, а выявленное, оно имеет возможность быть и
наказано - такова функция нравственного возмездия, коию мифологическое зло (в лице парадоксально
привлекательного Воланда и его свиты)
выполняет в дольний жизни.
Художественный зачисление соединения настоящего и мифического М. Булгаков примет на вооружение как метод выражения нравственно-гуманистической
концепции, собственного понимания диалектики добра и зла.
У Булгакова
понятия добра и
зла сущность от
мира сего, ибо зло, так же скажем добро, живет в сердцах людей и имеет
возможность реализовать себя лишь с их поддержкой. Однако
лишь в
пребывании зла вселенского, мифологического более ярко показывает себя
зло земное, настоящее.
Вмешательство необыкновенных сил
только вскрывает зло, таящееся в людских душах, а выявленное, оно имеет возможность быть и наказано - такова функция
нравственного возмездия,
коию мифологическое зло (в лице парадоксально привлекательного Воланда и
его свиты) выполняет в дольний жизни.
Художественный приём соединения
настоящего и мифического М. Булгаков пользуется как
метод выражения нравственно-гуманистической концепции, собственного понимания диалектики добра и зла.
К карнавальным оппозициям "Мастера и Маргариты"
возможно отнести также эти, как "открытый мир
умения -
замкнутый мир сумасшедшего здания", "подвальная жилплощадь - дом
Грибоедова", свет - мгла, солнце - луна и т.п.
Линии действия помимо прочего представлены как
оппозиции - минувшее изображено в реалистически беспристрастной манере, наше время же - театрализованно-сатирически.