Смеху, "переворачивающему ценности", который
Смеху, "переворачивающему значения", коий сопровождает поступок, присуща
амбивалентность.
Нет настойчивой
потребности раскрывать
сложнейшие поливалентные рамки
роман а, поскольку в том числе и
вышеизложенных замечаний вполне довольно, для
того чтобы представилось возможным заявить: изобличение, осмеяние, разрушение сосуществуют с созиданием, сотворением, карнавальный хохот порождает надежду.
Хохот Булгакова в "Мастере и Маргарите" не понимает никаких
что-то запретное, он помогает сберечь духовную
автономию человека в условиях тоталитарного общества.
Участи "добры,
светлых" героев Мастера и Иешуа, воплощающих в романе Добро
полнейшее, вневременное -
трагичны, ибо добро крепко в созидании, в творчестве, но как оказалось
беззащитным перёд жестокостью и предательством в настоящей
жизни.
Но М.
Булгаков - жизнелюб с долей здорового пессимизма: ему справедливость всё-таки обрадется,
хоть и в ином, неземном измерении:
соответственно с гротескным законом амбивалентности Понтий
Пилат - кат Иешуа в
дольний жизни, обречен в жизни вечной остаться один на один с лично собой, в гордом одиночестве и
ждать милости и
прощения от своей потерпевшие. В настоящем же
мире один только дьявол способен поправить
непоправимое.
Но М. Булгаков - жизнелюб с долей здорового
пессимизма: ему справедливость всё-таки обрадется,
хоть и в ином, неземном измерении: согласно с гротескным законом амбивалентности Понтий Пилат - кат Иешуа в дольний жизни, обречен в жизни
вечной остаться один на один с лично собой, в
гордом одиночестве и
ждать милости и прощения от
своей потерпевшие.