С повести "Собачье сердце" создается общее
С повести "Собачье сердце" создается общее перемещение от "жизнерадостного" к"грустному", а трагикомический крышка
повести говорит об
амбивалентности гротеска.
"Булгаков очень быстро входил в район "достаточно
серьезно-смеховой литературы", как заявил бы М.
Бахтин, давший
ряд классических её формул"60.
Великолепный и изящно-лёгкий М. Булгаков
оказался более
ответственным философом, чем думали почти
все критики.
Ему удалось сыскать художественную форму
воплощения собственных
философских мыслей столь абсолютно,
как слишком мало кому
перед ним удавалось в литературе.
Именно в следствии
этого мы можем заявлять о
методичном развитии прозы М. Булгакова, высочайшим достижением коей
был роман "Знаток и Маргарита".
Почти всё, писавшие о романе, совсем
справедливо фиксировали, собственно
художественный мир данного произведения
вырастает в итоге переосмысления многообразных культурно-эстетических обыкновений. В
нем М. Булгаков выходит на высочайшую ступень
собственного реалистического гротеска. Опираясь на положения М.
Бахтина о "гротескном реализме" и "карнавализации"
нам видется возможным произнести, собственно карнавальное обращение ценностей, структурно выражаемое в сюжетных "оппозициях",
проходит сквозь все
значения изображения в романе "Искусник и Маргарита". Тот жанр, на основе которого развивалось творчество М. Булгакова - это ни собственно иное как "мениппова сатира" или же "мениппея", образовавшаяся в эру античности. У
Булгакова понятия добра и зла сущность от мира сего,
ибо зло, так же
скажем добро, живет в сердцах людей и
имеет возможность реализовать себя лишь с их
поддержкой.